Рабочие профсоюзы обеспечивают сохранение и развитие производства.
Единственной силой, которая сегодня что-то кардинально может изменить в стране, является рабочий класс. Почему? На АвтоВАЗе правильно требуют, чтобы предприятие было государственным. Но некоторые думают, что после национализации все будет хорошо. Не будет. У нас, например, государственное предприятие, но по три года нам не выплачивали зарплату. Мы прошли все забастовки, без забастовок мы бы ничего не добились, ничего бы мы не получили.
Несмотря на кризис, государственные чиновники, во главе которых стоит министр обороны, заказывают нам продукцию. Финансирование открыли в июне месяце, но денег не дали. Убеждали взять кредит. Понятно, почему они были заинтересованы в том, чтобы мы брали кредиты под 20%.
Сейчас у нас сократили выполнение годовой программы до пяти месяцев. Что хочешь, то и делай на старом оборудовании. Все старое. Это возможно только за счет квалификации рабочих.
Под предлогом кризиса наглеют руководители государственных предприятий, так же, как и негосударственных. Нас пугали приказом о сокращении штата. Возникает вопрос, если есть лишние регулировщики, если есть лишние монтажники, то зачем нас пытаются заставить работать сверхурочно? Пусть не пугают, мы все равно бесплатно и сверхурочно работать не будем!
Рабочие начинают понимать разницу между своим положением на предприятии и положением менеджеров и собственников. До сих пор нам пытаются втолковать, что мы все «в одной упряжке». Сейчас рабочие сознают, что воз то один, они его везут, а эти ребята сидят там, на возу и машут плетью.
Кроме рабочих в выходе из кризиса никто больше в стране не заинтересован. А то, что сегодня у нас по всей стране пошла серьезная классовая борьба, по моему мнению, положительный момент.
Путь в этой борьбе, в общем-то, один. Текущая ежедневная работа, улучшение коллективных договоров, выработка новых позиций.
Сделано Российским комитетом рабочих для защиты интересов рабочих очень много. Для того, чтобы объединить профсоюзы в действии, есть принятая Федерацией профсоюзов России Программа коллективных действий, которая предусматривает, прежде всего, доведение зарплаты до стоимости рабочей силы.
Решение вопроса о приближении заработной платы к стоимости рабочей силы имеет несколько аспектов.
Во-первых, как показывает опыт завода «Энергомаш», при заключении коллективного договора обязательно нужно рассчитать стоимость рабочей силы. Сам процесс подсчета очень многое дает для осознания рабочим собственных потребностей. Положение о том, что необходимо достижение заработной платой уровня стоимости рабочей силы, мы включили в три раздела коллективного договора: в обязательства администрации — в соответствии с Концепцией социального развития, принятой правительством Российской Федерации, в кадровую политику — как средство сохранения кадрового потенциала и в положение об оплате труда. Положение о приближении зарплаты к стоимости рабочей силы увязывает благосостояние работника и вопросы развития предприятия, эту взаимосвязь важно показать в коллективном договоре.
В работе с администрацией профсоюзу ни в коем случае нельзя вставать в позицию оправдывающегося. Здесь нужна другая позиция: а что вы сделали для того, что бы мы выполнили план, или же вы сделали все, чтобы мы его не выполнили? А вот с позицией, что «проект коллективного договора все равно не примут», в процесс заключения колдоговора лучше не ввязываться.
Чем выше мы поднимем планку требований по вопросам, которые будут решаться завтра, тем больше возможностей для решения вопросов, стоящих сегодня. Другой стороне будет легче согласиться на удовлетворение текущих требований с расчетом, что все остальное «будет потом».
У администрации обязательно возникнут вопросы по обоснованию расчета стоимости рабочей силы: «С какой стати этот расчет верен? Почему мы должны поднимать зарплату?» На первый вопрос ответ работников должен быть таким: «Предложите свое обоснование, которое можно сравнить с нашим». Для ответа на второй хорошо сослаться на Концепцию социально-экономического развития России до 2020 года.
По сути, сейчас идет процесс становления профсоюзов. Мы изучаем Гегеля и знаем, что в становлении есть два движения — возникновение и прехождение. Поэтому в профсоюзной организации постоянно присутствуют противоречия, и в самой организации идет борьба.
Говорить. что маленькая организация ничего не может потому, что она маленькая — по крайней мере, некорректно. Почему? Потому что величина организации определяется ее делами, ее воздействием на трудовой коллектив.
Вот я открою страшную тайну. На заводе «Электромаш» ФНПР-овский профсоюз имеет 27% от численности работников. То есть мы не охватываем половины работников, и по закону нам как будто бы не положено ни того, ни этого.
А мы перед началом переговоров по заключению коллективного договора идем по подразделениям и собираем доверенности от работников на право ведения переговоров и заключения коллективного договора. Делаем стопку копий, и с этой стопкой приходим на первое заседание — вот наши полномочия. Нормальное совершенно положение.
Есть конкретная задача — сохранить завод «Энергомаш», автозаводы ГАЗ и ВАЗ, другие предприятия народного хозяйства.
Что же нам делать, чтобы спасти завод «Энергомаш»? Мы, например, в каждом коллективном договоре записываем: «Администрации обеспечить нормальное финансовое положение предприятия через… принятие следующих мер…» Это их задача, поэтому с них надо это требовать.
Мы говорим: «Средний возраст рабочих на заводе 59 лет. Как завтра предприятие будет работать?» В ответ слышим, что «за забором» 35 тысяч безработных нижегородцев. На деле за месяц пришло 272 человека, а взяли одного: нет квалифицированных работников. Необходимы средства для обучения работников. Требовать, чтобы эти средства закладывались — одно из направлений нашей деятельности по спасению производства.
Только борясь за свои интересы, рабочий класс обеспечит преодоление кризиса и развитие производства.
Кудрявцев В.М., регулировщик радиоаппаратуры АО «Энергомаш»